Демократии против автократий или основанный на правилах мировой порядок против анархии?

Пост-фото: Дем/Авт/Ократия | © шаттерсток

Недавние новости о том, что Китай, Индия, Беларусь, Монголия, Таджикистан и другие страны примут участие в военных учениях «Восток-2022» в России, помогают поддерживать дискуссию о том, что может быть путем вперед для формирования нового мирового порядка. По сути, он подтверждает сомнения в провозглашаемой поддерживаемой США позиции, согласно которой будущее мировых отношений будет определяться противостоянием демократических и авторитарных стран. Фактически на учениях «Восток-2022» будут присутствовать демократические страны (Индия, Монголия) и авторитарные страны (Беларусь, Китай, Россия, Таджикистан), исходя из критерия, по которому участники «Саммита за демократию», продвигаемого Президентом США, Байден, в декабре 2021 года. Но это не единственный факт, ставящий под сомнение принцип противопоставления демократических и авторитарных стран.

Как отмечают некоторые, список участников «Саммита за демократию» основывался больше на политических интересах США, чем на «объективных» оценках соблюдения законности. Например, на саммите присутствовал президент Филиппин, Родриго Дютерте, который обвиняется в преступлениях против человечности и находится под следствием Международного уголовного суда (МУС) и таких стран, как Ирак, Ангола и Демократическая Республика Конго, которые, по мнению Freedom House, менее уважают верховенство закона, чем Венгрия, которого не пригласили. Президент Южной Африки Кирилл Рамафоза, со своей стороны, отклонил приглашение.

Еще одним значимым фактом стало голосование в Генеральной Ассамблее ООН после российского вторжения в Украину. Хотя 141 марта состоялось почти единогласное голосование (3 голос) за осуждение агрессии, всего пять голосов против и 35 воздержавшихся, включая Китай, Индию и Южную Африку, однако 7 апреля предложенное отстранение России от прав человека Совет по правам человека США набрал 93 голоса за, 24 против и 58 воздержавшихся (Китай проголосовал против, тогда как Бразилия, Индия, Индонезия, Мексика и Южная Африка воздержались. Индия и Индонезия по численности населения являются первой и второй по величине демократическими странами в Азии).

Еще одним важным моментом является 14-й саммит БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), состоявшийся 23 и 24 июня, объединение, объединяющее авторитарные и демократические страны. По итогам Саммита была принята декларация, в которой подтверждается (помимо лицемерного одобрения ценностей свободы, демократии и уважения прав человека) поддержка многосторонних институтов, в частности ВТО и МВФ.

Фактом является то, что на международной арене, где все еще преобладает логика силовой политики, союзы обычно строятся на основе политических интересов, а не на основе общих ценностей, и история международных отношений знает множество примеров такого альянсы В период противостояния с бывшим СССР США не гнушались вступать в союзы с режимами Греции, Португалии и Испании, которые были не только авторитарными, но и диктаторскими, в то время как в Латинской Америке для противодействия распространению коммунизма они терпели или поддерживали латиноамериканские диктатуры, даже пассивно соглашаясь с отменой результатов демократических выборов.

Об этих фактах вспомнили потому, что они, как считается, ясно подчеркивают, что старый мировой порядок, основанный только на американском превосходстве, теряет признание и что, столкнувшись с задачей перестройки нового мирового порядка, появляются две альтернативы: одна обозначена президент Байден, который за ширмой оппозиции между демократиями и автократиями фактически намерен увековечить американскую гегемонию; второй — принять тот факт, что в мировой политике появляются новые акторы, желающие участвовать наравне с США в управлении растущей глобальной взаимозависимостью и, таким образом, в построении новой, более сбалансированной и более мирный мировой порядок.

Первый вариант — тупиковый. Это не соответствует совпадению интересов по вопросам, представляющим взаимный интерес, таким как изменение климата, предоставление глобальных общественных благ, таких как безопасность на море, предотвращение конфликтов, особенно в Африке, и глобальных пандемий, не говоря уже о предотвращении ядерная катастрофа. Во время холодной войны два континента с примерно одинаковым населением конкурировали друг с другом; это были экономические системы без хозяйственно-производственных связей, и в промышленном, технологическом и военном отношении чаша весов была на стороне США. Сегодня мир радикально изменился. Появляются новые игроки с населением в 4-5 раз больше, чем в США, промышленные, технологические и военные системы которых конкурируют с США и взаимосвязаны с ними.

Вторая альтернатива — единственная точка, в которой может прийти к соглашению между различными акторами мировой политики, а также единственная, которая, хотя и в долгосрочной перспективе, может позволить автократиям эволюционировать в сторону более демократической системы, как это было случай с режимами Испании, Греции и Португалии. Усиление роли многосторонних институтов — самое дальновидное наследие, оставленное нам рузвельтовской Америкой, — является отличительным фактором, как объясняет Джозеф Стиглиц ( 'Единственный путь вперед лежит через подлинную многосторонность, в которой американская исключительность действительно подчинена общим интересам и ценностям, международным институтам и форме верховенства права, от которой США не освобождаются.") и, совсем недавно, Фарид Закария в «Вашингтон пост» («Гораздо лучший способ обозначить разделение в мире — между странами, которые верят в международный порядок, основанный на правилах, и теми, которые этого не делают."). Однако на сегодняшний день США делают прямо противоположное: призывают к вмешательству МУС в дело о российских преступлениях на Украине, но так и не ратифицировали договор; он протестует против нарушений Китаем Южно-Китайского моря, но никогда не подписывал Конвенцию ООН по морскому праву.

Избрание Трампа на пост президента показало, что атлантическая политика больше не является двухпартийной, а является объектом политических разногласий. Поэтому США вряд ли возьмут на себя ведущую роль в мировой политике, направленной на укрепление многосторонних институтов. Также маловероятно, что какая-либо из авторитарных стран сможет взять на себя эту руководящую роль. Единственным актором, который может играть активную роль в этом отношении, является ЕС не только потому, что многосторонность является политикой, с которой согласны все европейские страны, но и потому, что это зона, наиболее открытая для мировой торговли, и поэтому она объективно заинтересована в укреплении многосторонних отношений. учреждения. ЕС, безусловно, должен стать заслуживающим доверия собеседником в глобальном масштабе и, следовательно, должен предпринять шаги в направлении самостоятельной внешней политики и политики безопасности.


Доминик Моро является европейским федералистом и в настоящее время координатором по вопросам обороны и безопасности в Центре исследований федерализма (Centro Studi sul Federalismo) в Турине. Я узнал и оценил Доменико в UEF как очень компетентного и воинственного федералиста. Я очень рад приветствовать его в качестве приглашенного блоггера.

Democracies vs. Autocracies or rules-based World Order vs. Anarchy?

Beitragsfoto: Dem/Aut/Ocracy | © shutterstock

The recent news that China, India, Belarus, Mongolia, Tajikistan and other countries will participate in the Vostok 2022 military exercises in Russia helps to keep the discussion open on what could be the way forward to shape a new world order. In essence, it reiterates the doubts about the proclaimed position supported by the US that the future of world relations will be shaped by the confrontation between democratic and authoritarian countries. In fact, democratic countries (India, Mongolia) and authoritarian countries (Belarus, China, Russia, Tajikistan) will be present at the Vostok 2022 exercises, based on the criterion by which the participants in the “Summit for democracy” promoted by President of the US, Biden, in December 2021, were chosen. But this is not the only fact that calls into question the principle of opposition between democratic and authoritarian countries.

As some have pointed out, the list of participants in the “Summit for democracy” was based more on U.S. political interests than on “objective” assessments of respect for the rule of law. For example, the Summit was attended by the President of the Philippines, Rodrigo Duterte, who is accused of crimes against humanity and is under investigation by the International Criminal Court (ICC), and countries such as Iraq, Angola, and the Democratic Republic of Congo that Freedom House considers as less respectful of the rule of law than Hungary, which was not invited. The South African President Cyril Ramaphosa, for his part, declined the invitation.

Another significant fact was the votes that took place in the UN General Assembly following the Russian invasion of Ukraine. While there was an almost unanimous vote (141 votes) on March 3, condemning the aggression, with only five votes against and 35 abstentions, including China, India and South Africa, however, on April 7, the proposed suspension of Russia from the Human Rights Council by the US had 93 votes in favour, 24 against and 58 abstentions (China voted against, while Brazil, India, Indonesia, Mexico and South Africa abstained. India and Indonesia, by population, are the first and second largest democratic countries in Asia).

A further salient point is the 14th BRICS (Brazil, Russia, India, China and South Africa) Summit held on June 23 and 24, an association which brings together authoritarian and democratic countries. At the end of the Summit, a declaration was approved which reaffirms (in addition to a hypocritical endorsement of the values of freedom, democracy and respect for human rights) support for multilateral institutions, particularly the WTO and the IMF.

It is a fact that in the international arena, where the logic of power politics still prevails, alliances are usually built on the basis of political interests, rather than on the basis of shared values, and the history of international relations has numerous examples of such alliances. During the confrontation with the former USSR, the US did not hesitate to enter into alliances with the regimes of Greece, Portugal and Spain, that were not only authoritarian but also dictatorial, while in Latin America, to counter the spread of communism, it tolerated or supported Latin American dictatorships, even passively accepting the reversal of the outcome of democratic elections.

These facts have been recalled because they are believed to clearly highlight that the old world order, based on American supremacy alone, is losing acceptance and that, faced with the task of redesigning a new world order, two alternatives are emerging: one is indicated by President Biden who, behind the screen of the opposition between democracies and autocracies, actually intends to perpetuate American hegemony; the other is to accept the fact that new actors in world politics are appearing who want to participate, on an equal footing with the United States, in the governance of a growing global interdependence and thus in the construction of a new, more balanced and more peaceful world order.

The first alternative is a dead end. It does not correspond to the convergence of interests on points of shared concern, such as climate change, the provision of global public goods such as maritime safety, the prevention of conflicts, especially in Africa, and global pandemics, not to mention the prevention of a nuclear catastrophe. During the Cold War, two continents which roughly had the same population were competing; they were economic systems without economic-industrial ties, and industrially, technologically and militarily, the balance weighed on the side of the US. Today, the world has changed radically. There are new players with a population that is 4-5 times that of the US and whose industrial, technological and military systems compete with and are interconnected with the US.

The second alternative is the only point on which there can be convergence among the different actors in world politics, and it is also the only one that, albeit in the long run, can allow autocracies to evolve towards a more democratic system, as was the case with the regimes of Spain, Greece and Portugal. Strengthening the role of multilateral institutions – the most far- sighted legacy left to us by Rooseveltian America – is a distinctive factor, as explained by Joseph Stiglitz (“The only way forward is through true multilateralism, in which American exceptionalism is genuinely subordinated to common interests and values, international institutions, and a form of rule of law from which the US is not exempt“) and, more recently, by Fareed Zakaria in the Washington Post (“A much better way to frame the division in the world is between countries that believe in a rules-based international order and those that don’t“). To date, however, the US does exactly the opposite: it calls for the intervention of the ICC for Russian crimes in Ukraine, but has never ratified the treaty; it protests Chinese violations of the South China Sea, but has never signed the UN Convention on the Law of the Sea.

Trump’s election to the presidency has highlighted that Atlantic politics is no longer a bipartisan policy but an object of political contention. The US, therefore, is unlikely to take a leading role in a world policy aimed at strengthening multilateral institutions. It is also unlikely that any of the authoritarian countries will be able to assume this leadership role. The only actor that can play an active role in this regard is the EU, not only because multilateralism is the policy on which all European countries agree, but because it is the area most open to world trade and therefore has an objective interest in strengthening multilateral institutions. The EU must certainly become a credible interlocutor on a global scale, and therefore must take steps toward an autonomous foreign and security policy.


Domenico Moro ist ein Europäischer Föderalist und aktuell Koordinator für Verteidigungs- und Sicherheitsfragen am Zentrum für Föderalismusstudien (Centro Studi sul Federalismo) in Turin. Ich habe Domenico in der UEF als sehr kompetenten und streitbaren Föderalisten kennen- und schätzen gelernt. Ich freue mich sehr, ihn nun auch als Gastblogger begrüßen zu können.

Schreiben Sie einen Kommentar

Ihre E-Mail-Adresse wird nicht veröffentlicht. Erforderliche Felder sind mit * markiert